Связаться

Как поделить между системами функции МТО

В предыдущей статье мы обсуждали вопрос: “..объединять ли в рамках единой инсталляции автоматизацию финансово-хозяйственной деятельности (в первую очередь, бухгалтерский и налоговый учет) и непосредственно планирование и исполнение производства?”.

И пришли к выводу: лучше этого не делать — в первую очередь по организационным причинам. Напомним их:

  • С предметной точки зрения. Блоки “финансовое управление” и “планирование/исполнение производства” имеют разные цели и разных ключевых бизнес-заказчиков. Попытка качественно учесть все (зачастую противоречащие друг другу!) интересы в “одном флаконе” приводит к такому росту сложностей, что они превосходят гипотетический синергетический эффект. Дешевле сделать интеграцию.
  • С точки зрения поддержки. Реализация этих блоков в рамках одной инсталляции (как правило, с большим количеством доработок) приводит к существенному усложнению обновления версий, внедрения изменений. Причем и цикл обновлений у этих двух блоков разный. В результате: “мучаем” производство из-за изменений в стандартах бухгалтерской и налоговой отчетности. В общем, больно большой и неуклюжий сундук получается. Дешевле сделать интеграцию.

Все это усугубляется постоянным ростом бизнес-требований к автоматизации производства (как планирования, так и исполнения) — что закономерно усложняет информационную систему.

Поэтому все чаще можно слышать такую формулировку запроса потенциального заказчика (почти дословная цитата): “хотим сделать отдельное решение для управления производством, ERP (бухгалтерия, CFO — тут термины разные у всех) — пусть в своей инсталляции живет, будем им данные передавать”.

Остается решить два вопроса:

  • Как “поделить” между системами функции управления материально-техническим обеспечением (МТО)?
  • Как организовать обмен данными между ними?

В нашей практике наибольшее распространение получили два основных подхода:

  • Модель 1. “МТО в ERP”:
    Контур “Производственное планирование — Исполнение — Производственная логистика” делаем в производственной системе. В ERP реализуется контур “Управление продажами — Управление закупками — Учет покупных ТМЦ”, казначейство и бухгалтерский учет.
  • Модель 2. “ МТО с производством”
    Весь контур “Производственное планирование — Закупки — Логистика — Исполнение” реализуется в производственной системе. Оперативные документы по каналам интеграции передаются в блок ФХД (ERP), где по ним ведется финансовый и фискальный учет.

Оффтопик: В последнее время все большую популярность приобретают специализированные решения для управления запасами и поставками. Они охватывают процессы, связанные с обеспечением материалами и комплектующими. Интегрируются как с производственной системой, так и с ERP.

Скажем сразу: мы не можем привести однозначных аргументов ни в сторону “лучше МТО делать вместе с производством”, ни в сторону “лучше МТО делать вместе с бухучетом”.

Например, иногда приходится слышать аргумент: “лучше МТО и производство делать в одной системе, чтобы был сквозной процесс”.

“Сквозной” звучит, безусловно, красиво, но в реальной жизни:

  • МТО от производства нужны номенклатура потребности МТР и требуемые даты поставок, согласование замен в поставках
  • производству от МТО — данные о наличии на складах и ожидаемых приходах МТР, а также целевое назначение поступлений (если это важно, например, для раздельного управления МТР по производственным заказам)
  • номенклатура МТР в производстве и закупках могут различаться.

Это весьма несложный в реализации информационный обмен. Если вложены деньги в ERP-систему, закупки работают и довольны, надо им только скользящее планирование потребности “откуда-то взять” — зачем переделывать МТО?

Вопрос же сопоставления номенклатуры МТР производства и поставок — организационный, и его придется решать вне зависимости от того, будут ли работать эти службы в рамках одной системы или нет. Например, в рамках ALFA ims реализован специальный механизм сопоставления номенклатур.

Выбор решения — в рамках какого блока делать МТО — в случае конкретного предприятия зависит от сделанных инвестиций, результатов и предпочтений заинтересованных служб.

Хотите обсудить вашу схему взаимодействия?

Заявка на “обсудить вашу задачу”

Вышлем на почту
презентацию
об устройстве программы