Журнал Connect выпустил номер, посвященный российскому рынку MES-систем. В круглом столе “MES-управление в новой реальности” принял участие Алексей Иванов, директор по развитию ALFA ims.
Полную версию читайте в журнале Connect
Как бы вы охарактеризовали отечественный рынок MES-решений после ухода зарубежных вендоров? Какие тенденции определяют его развитие сегодня, насколько они коррелируют с общемировыми трендами в этой области?
Насколько я понимаю контекст обсуждения, под MES-решениями понимаются программные продукты для планирования и контроля (диспетчирования) производства. Уточняю, поскольку сейчас понимание термина MES у заказчиков “сужается”, о чем скажу ниже.
Возвращаясь к тенденциям развития рынка ПО для планирования и контроля производства, должен согласиться с Вашим посылом: эти тенденции коррелируют с мировыми трендами, поскольку определяются исключительно требованиями организации производства.
Применительно именно к отечественному рынку важно отметить, что
Важным следствием этого является появление спроса на производственные решения среди большего числа производственных предприятий, а не только крупных производителей.
Что касается понимания рынком таких решений, повторюсь — это общемировая долгосрочная тенденция, и она вполне проявляется у нас. Стоит выделить следующие моменты:
1. “Разделение” понятий MES и APS, т.е. выделение APS как отдельного продукта
Все чаще MES понимается именно как программное обеспечение для диспетчирования и контроля производства (в цехах), а APS — как сквозное оптимизационное планирование производства в целом (сквозное графикование/расчет расписаний — от головных позиций производственной программы до расписаний рабочих центров).
Причина — недостаточность локальной оптимизации производства в MES (на уровне цеха). Локальная оптимизация, решая задачи на уровне цеха, не всегда приводит к улучшениям для предприятия в целом. А скорее — “рассинхронизирует” работу смежных цехов/участков. Именно потребность в сквозном оптимизационном планировании является драйвером APS-решений.
Многие заказчики готовы внедрять “планирование” как отдельное решение, при этом используя в цехах уже существующее ПО для учета в цехах.
2. Выделение уровня исполнения производства (MES) из периметра общей системы учета ресурсов предприятия (ERP) в отдельную инсталляцию.
Причина — постоянный рост требований к учету производства (в цехах), который зачастую является избыточным для ERP-системы, либо вообще отличается методически. Например, в ERP требуется учет до полуфабриката и раз в день, а в MES — до единицы оборудования (операции) и онлайн.
Попытка “встроить” цеховой уровень в общее ERP- решение приводит к тому, что “всеобъемлющая ERP, пытаясь решить одновременно широкий круг задач, по мере развития становятся все более неповоротливой. Компания не успевает реагировать на изменения, вовремя корректируя свои процессы”. (Цитата из исследования Gartner см. по ссылке)
3. Отраслевая специализация.
И планирование производства (APS), и контроль исполнения (именно MES) имеют явную отраслевую специфику. Потребитель ожидает, что программные продукт предлагает из коробки решение именно для его отрасли.
В чем преимущества самостоятельной разработки MES-системы (аутсорс и инсорс) и применения готового вендорского решения? Каковы недостатки каждого из подходов?
Преимущества и недостатки собственной разработки или покупки готового продукта… с точки зрения качества решения — спор почти религиозный, мы воздержимся от суждений на эту тему.
Единственный объективный вопрос, на наш взгляд, можно сформулировать так: готов ли производитель продукта управлять командой архитекторов и разработчиков на всем жизненном цикле продукта?
Набирать, мотивировать и, пожалуй, главное на сегодняшнем рынке труда — обеспечивать преемственность в течение, как минимум, десяти лет?
В чем именно выражается эффективность/польза от применения MES-систем? Проиллюстрируйте, пожалуйста, на конкретных примерах.
Примером может служить проект для российской компании “Валмакс”:
Все это достигнуто благодаря внедрению сквозного планирования. Кроме того, результативность диспетчирования повысилась в разы — за счет прозрачности и работы в режиме реального времени. Сроки введения данных о выполнении операций сократились до нескольких минут — за счет внедрения мобильных терминалов. Раньше данные вводились 2-3 раза в смену.
Еще один результат, пожалуй, самый важный для бизнеса,— радикальное снижение человеческого фактора и транзакционных издержек в вопросе планирования и диспетчирования производства.
Если раньше было:
То после перехода на сквозное планирование стало:
Какой модели работы MES — традиционной или облачной — отдают предпочтение на российском рынке? В каких сегментах эти модели наиболее востребованы?
С развитием предложения продуктов типа “частное облако”, средств удаленного доступа, грань между этими понятиями стирается.
Так что конкретный заказчик (если, конечно речь не идет о режимных предприятиях) выбирает модель установки, опираясь на интегральную оценку затрат на семилетнем временном промежутке.
В частности, если уже есть готовые серверные мощности — почему бы не установить ПО на них?
Насколько активно развивается APS как одно из перспективных направлений совершенствования MES-решений?
Как уже отмечалось, сквозное планирование производства (а именно эту “мечту” клиенты вкладывают в термин APS) становится наиболее востребованной задачей развития производственных решений — сегодня и на ближайшее будущее.